Порядок обжалования нормативно-правовых актов

Оспаривание нормативно–правовых актов органов местного самоуправления производится в соответствии главой 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (статьи 208-217.1)» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. №21-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

— органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;

— судом;

— уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, защита интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта, может осуществляться несколькими способами:

1. У граждан есть конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации), в том числе по вопросам, связанным с принятием муниципального правового акта. При этом не имеет значения, о нормативном правовом акте идет речь или о индивидуально-правовом. Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Вторым способом защиты интересов граждан и организаций является оспаривание муниципальных правовых актов в судебном порядке. Конституция Российской Федерации гарантирует возможность обжалования в суд решений, действий (или бездействия) органов местного самоуправления и (или) должностных лиц, муниципальных служащих органов местного самоуправления (часть 2 статьи 46).

С подобной жалобой в суд могут обратиться граждане, организации, которые считают, что указанные субъекты нарушили их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или к вышестоящему должностному лицу, муниципальному служащему.

Заявление (жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (главы 24 и 25) и может быть подано в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения органа местного самоуправления и (или) должностного лица, муниципального служащего, решение или действие (бездействие) которого оспаривается.

3. Статья 48 ФЗ № 131-ФЗ предусматривает возможность отмены и приостановления муниципальных правовых актов органов местного самоуправления как уполномоченным государственным органом РФ, так и уполномоченным государственным органом субъекта РФ, в отношении переданных ими государственных полномочий. При этом законодательством не предусмотрены условия и основания подобных действий.

Согласно части 1 статьи 21 ФЗ № 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 3 статьи 21 ФЗ № 131-ФЗ).